О детском вокале


В России есть много хороших вокальных педагогов. У всех педагогов разные подходы к обучению и разные упражнения. Встречался мне один педагог, который считал, что дав детям распевки с разворотом на две октавы в виде бешеного арпеджио, он тем самым развивает якобы диапазон. Но, позвольте, как же можно развивать диапазон, элементарно для начала не поставив голос на дыхание? Высокие ноты - не цель занятий. 

Только после того как ребенок освоит певческое диафрагматическое дыхание, можно давать упражнения на удержание этого дыхания, а не выдоха вместе со звуком! Это очень важно! И за этим нужно пристально следить. Если попустительствовать и не запрещать петь ребенку вместе с выдохом, у него этот недостаток будет закрепляться, а Вам будет сложнее потом избавить его от этого. Не стесняйтесь останавливать, если Вам это не нравится, пытайтесь объяснить, как нужно петь правильно и добивайтесь своего! А за высокими нотами нельзя гоняться, и особенно в мутационный период. С мальчиками во время мутации нельзя заниматься! Не надо калечить голоса. Даже если мальчик имеет наикрепчайший голосовой аппарат, это может быть очень обманчивым впечатлением. Из голоса могут быть вытерты краски. И если у него могла быть карьера солиста хорошего театра, то теперь дай Бог только в хоре петь или в ресторане. Увы...

Распевку лучше начинать с закрытого звука (на закрытый рот- мычание), но следить, чтоб ребенок не зажал в этот момент гортань, следить за положением головы ребенка, за его плечами. Нужно исключать зажимы. И важно сразу услышать, есть ли неконтролируемый выдох, попадает ли звук в резонатор. Задача данного упражнения - найти правильное место, чтоб голос не "в затылок" уходил, не "на челюсть" садился, а шел в резонатор. Не надо требовать громкого звука. Просите петь легко и как  будто накалывать звуки сверху. И в распевке минимум 3 ноты вверх-вниз (обязательно подряд! чтобы дети учились их соединять). Не разрешать в пении говорить, а следить за тем, чтобы слоги именно пропевались. После этого можно дать такое же упражнение открытым звуком.

Не занимайтесь "добычей" вибрато! Если Вы правильно занимаетесь, то после 12-13 лет Вы сами его услышите. Цель - освобождение голоса. Ни в коем случае не давить! Не надо пытаться услышать в голосе "мясо", которое уж очень нам обычно радует слух.

Чуть позже мы опубликуем на сайте распевки для юных вокалистов.

Перейти в раздел Методика вокала. Постановка голоса. Распевки